На заседании Совета министров Совета Европы 22 апреля генеральный секретарь Совета Мария Пейчинович Бурич представила 21-й сводный доклад «Конфликт в Грузии», который охватывает период с октября 2019 года по март 2020 года, содержит обзор обстановки с точки зрения безопасности и соблюдения прав человека в оккупированных регионах — Абхазия и Цхинвальский регион.
Согласно докладу, ситуация с безопасностью на местах ухудшилась, в частности, с августа 2019 года из-за серьезных проблем с безопасностью в окрестностях сел Чорчана-Цнелиси.
Согласно докладу, ситуация с правами человека и гуманитарной точки зрения все еще остается напряженной, особенно из-за ограничений на свободное передвижение и доступа к основным услугам.
В документе говорится, что «несмотря на постоянные призывы на международном уровне, к сожалению, не было достигнуто прогресса в обеспечении доступа механизмам мониторинга прав человека, в том числе, из Совета Европы, в Абхазию и Цхинвальский регион».
Совет Европы подчеркнул, что «существует неотложная необходимость, чтобы регулярно оценивалось соблюдение принципов и стандартов Европейской конвенции о правах человека и других международных договоров по правам человека».
Ситуация в Абхазии
Согласно 21-му сводному докладу, ограничения основных прав и услуг привели к формированию ощущения неопределенности и отсутствия безопасности в регионе. В связи с этим Совет Европы выделил этническое грузинское население Гальского района, как «наиболее уязвимую группу».
В документе также обращается внимание на тот факт, что по-прежнему невозможно возобновить заседания Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию (МПРИ) в Гали. Однако он также отмечает, что «горячая линия» Миссии наблюдателей ЕС функционирует по-прежнему.
В докладе также обсуждается продолжение процесса «бордеризации», отмечая, что это является «главным препятствием» для свободного передвижения. По заявлению Совета Европы, власть Грузии и международное сообщество решительно выступают против этого процесса.
В документе говорится, что вопрос «вредного воздействия» «бордеризации» на местное население регулярно поднимался в рамках Женевских международных дискуссий.
Согласно докладу, можно было перейти на территорию, контролируемую Тбилиси, можно было в двух местах, и это происходило, в основном, по посту через реку Ингури. В течение почти всего отчетного периода пункты пересечения были открыты, но с конца января власти оккупированного региона начали проводить медицинское обследование, по сообщениям, с целью предотвращения распространения вируса в регионе.
В документе говорится, что после распространения пандемии власти оккупированной Абхазии ввели дополнительные ограничения, после чего 14 марта полностью был закрыт мост через реку Ингури.
Согласно докладу, основным препятствием для свободного передвижения является отсутствие документов, необходимых для пересечения административной пограничной линии. Совет Европы заявляет, что по-прежнему существует обеспокоенность по поводу ограничений для этнических грузин, которые запрещают им пересекать административную пограничную линию по «старым абхазским паспортам».
«Все эти меры серьезно ограничивают доступ людей к основным правам и услугам на территории, контролируемой властями Грузии», — говорится в документе.
Совет Европы акцентирует внимание на вопросе выдачи абхазскими властями этническим грузинам «временного вида на жительство для иностранцев». Согласно докладу, получение этого документа является «единственным способом» для грузин, проживающих в регионе, пользоваться основными правами.
Что касается получения образования на грузинском языке в школах Гальского района, то, согласно докладу, в течение отчетного периода в этом отношении какой-либо прогресс не наблюдался.
Согласно документу, власти Грузии сообщили делегации Совета Европы, что такую практику считают дискриминационной.
В докладе также обсуждается отставка «президента» Абхазии Рауля Хаджимба, чему предшествовали протесты в регионе. «За отставкой Хаджимба последовали новые «выборы» 22 марта, которые власти Грузии осудили, как нелегитимные», — отмечает Совет Европы.
Ситуация в Цхинвальском регионе
В течение отчетного периода распространялась информация о процессе «бордеризации» вдоль разделительной линии. В частности, в докладе основное внимание уделяется возведению ограждений в окрестностях Гори.
«На технических встречах в Эргнети, которые проводились при поддержке Миссии наблюдателей Евросоюза и ОБСЕ, были предприняты усилия по деэскалации», — заявил Совет Европы, добавив, что в течение отчетного периода было проведено в общей сложности семь таких встреч, а последняя состоялась в ноябре 2019 года.
В документе говорится, что власти Грузии пояснили делегации Совета Европы важность встреч МПРИ для решения вопросов безопасности и гуманитарных вопросов и подчеркивается необходимость их безусловного восстановления.
Согласно докладу, пункты пересечения, включая главный пункт пересечения в Одзиси/Мосабруни, оставались закрытыми по причине безопасности (со стороны властей Цхинвали), несмотря на «тяжелые гуманитарные случаи».
В конце января власти Цхинвали заявили, что главный пункт пересечения будет открываться каждые два месяца в течение 10 дней, чтобы этнические грузины могли получать пенсии. Однако, по заявлению Совета Европы, вся административная пограничная линия была закрыта в конце февраля из-за пандемии коронавируса.
В докладе также говорится об изъятии цхинвальскими властями лекарственных препаратов с грузинскими надписями из местных аптек. Грузинская сторона осудила этот факт, как «действие против гуманитарных принципов». В документе говорится, что такая практика наряду с закрытием пунктов пересечения привела к дефициту лекарств и других средств, что еще больше усугубило гуманитарную ситуацию.
Согласно докладу, власти Грузии и международное содружество выразили обеспокоенность по поводу закрытия пунктов пересечения, и смерть женщины, которая нуждалась в неотложной медицинской помощи, назвали «трагическим» результатом действий властей Цхинвали.
Доклад акцентирует внимание на произвольных арестах местных жителей цхинвальскими властями. Документ сообщает со ссылкой на властей Грузии, что за отчетный период было задержано более 30 человек за попытку пересечь пограничную линию.
В документе также уделено внимание задержанию грузинского врача Важи Гаприндашвили, что вызвало серьезную обеспокоенность как внутри страны, так и на международном уровне.
Согласно докладу, последние шесть грузинских школ, оставшихся в Ахалгори, вынудили перейти на стандарты обучения, установленные цхинвальскими властями, и ввести русский язык в качестве языка обучения с первого по четвертый классы.
Согласно документу, за отчетный период не было достигнуто никакого прогресса, что обеспечило «добровольное, безопасное, достойное и беспрепятственное возвращение» беженцев и ВПЛ на основе признанных на международном уровне принципов.
Совет Европы отмечает, что власти Грузии создали новое агентство, которому поручено осуществление государственной политики в отношении ВПЛ и эко-мигрантов. «Создание этого агентства еще раз показывает, что власти Грузии считают этот вопрос приоритетным».
Civil.ge