Варварская война, развязанная Российской Федерацией против Украины и всего цивилизованного мира, какими бы последствиями она не завершилась, уже поставила человечество перед необходимостью фундаментальных перемен и преобразований. Неизбежны создание нового миропорядка, новой архитектуры глобальной безопасности, возникновение новых военно-политических и экономических союзов, реорганизация существующих объединений и международных организаций. Москва еще раз ясно показала, что она не считается с международным правом и опять ориентирована на «право» грубой силы; что Россия все еще остается жестоким захватчиком; что она ненадежный партнер; что ее совершенно не интересуют судьба людей, в том числе самих этнических русских, т.н. русскоязычного населения, их права, свободы и даже жизнь; ее единственная цель - овладение территориями своих соседей. Так было в XIX веке - в период мухаджирства, так продолжается и сегодня. На данном этапе основной стратегической задачей Кремля является аннексия территорий, принадлежащих соседним суверенным государствам, образовавшимся в результате распада Советского Союза, а также тех оккупированных территорий, которым Россия временно предоставила формальный статус «независимых» государств.
Россия - единственная страна в мире, заранее создавшая необходимую, по ее мнению, «правовую» базу для осуществления собственных аннексионистских планов. В частности, Москва еще в 2001 году приняла конституционный закон о порядке присоединения чужих территорий и образования новых субъектов в составе Российской Федерации; а закон о гражданстве содержит понятие «территории, государственная принадлежность которой изменена», в ней определен и порядок предоставления гражданства населению таких территорий.
Параллельно с созданием «правовой» базы, Кремль годами готовился к агрессии с военной и идеологической точек зрения. Результаты подготовки проявились в широкомасштабных боевых действиях против Украины. Весь мир увидел преступное лицо высшего политического руководства России, дикость и бесчеловечную жестокость, техническую отсталость и небоеспособность российских вооруженных сил. Оказалось, что погруженному в коррупции режиму В. Путина за двадцать лет не удалось создать оснащенные современной военной техникой боеспособные вооруженные силы. А главнокомандующий и генералитет этих сил с точки зрения военного искусства застряли в первой половине ХХ века.
Установленные коллективным Западом для России санкции, которые будут в дальнейшем еще больше ужесточаться, а также отсутствие в обозримом будущем перспективы благоприятного поворота нынешней обстановки, массовый отток из страны трудоспособного населения и полная международная изоляция ставят Российскую Федерацию в крайне тяжелое и сложное положение. Ситуацию усугубляет начатое Гаагским международным уголовным судом расследование против Кремля, подозреваемого в совершении военных преступлений и геноцида украинского народа на основе иска группы стран, включая Грузию.
Преступная война России против Украины поставила ее «союзников» и «стратегических партнеров», включая Абхазию, в неблагоприятное положение. К сожалению, небольшая группа добровольцев из Абхазии принимает участие в боевых действиях на стороне кровожадного агрессора. Для Кремля недостаточна подобная символическая поддержка с абхазской стороны и дополнительно требует от Сухуми отправки в украинскую мясорубку имеющихся в его распоряжении вооруженных формирований. Абхазское общество, а также де-факто власти пока ограничиваются лишь словесной поддержкой Москвы, что не может не вызывать недовольство «стратегического партнера». А резко отрицательное отношение Сухуми к кремлевскому плану присоединения Абхазии к России, вызвало острое раздражение московского политического истеблишмента и связанных с ним экспертов. Дело дошло до того, что Москва начала запугивать абхазов «грузинской угрозой».
Взаимоотношения с государством-оккупантом еще больше обостряет то обстоятельство, что абхазская сторона постоянно затягивает выполнение подписанного в Сочи 12 ноября 2020 года документа из 45 пунктов, по существу являющегося программой ползучей аннексии Абхазии со стороны России. По настоящее время Сухуми не выполнил ни одного из взятых по указанной программе обязательств. Особо остро стоят такие, связанные с далеко идущими целями России вопросы, как введение двойного гражданства, предоставление России права на приобретение недвижимости в Абхазии, в том числе и домов вынужденно переселенных грузин, овладение энергетическим сектором, электросетевой инфраструктурой и т.д.
Россия пока не прибегает к силовым методам для реализации своих аннексионистских планов, хотя политика Кремля, недовольного позицией Сухуми по некоторым принципиальным вопросам, явно меняется – меняется в сторону ее ужесточения и усиления давления. Проявлением ужесточения политики является и практическая деятельность т.н. министра иностранных дел, присланного из Москвы в Сухуми в качестве фактического «посла» и «внешнего правителя». Россия уже использует, а в дальнейшем еще больше усилит использование таких действенных рычагов давления на Сухуми, как резкое сокращение экономической помощи, искусственное обострение и без того острого социального положения. Кроме того, Москва имеет большой опыт провоцирования управляемого хаоса, политических кризисов, а при необходимости, замены де-факто правителей.
Доподлинно известно, что предъявляемые Кремлем к Сухуми требования, неприемлемы для значительной части абхазского общества. Более того, оно разочаровано нынешней политикой «стратегического партнера», его нападением на Украину, гарантированной многолетней международной изоляцией, тяжелым экономическим положением, создавшимся в России в результате санкций. Это разочарование в будущем будет только углубляться. Несомненно, что даже после окончания войны против Украины с любым результатом, измотанная Россия будет не менее опасна, чем сегодня. Ей нужно будет создать в российском обществе иллюзию собственного «могущества» и «победы», для чего она обязательно возобновит вышеуказанные аннексионистские требования и полностью задействует имеющиеся в ее распоряжении экономические и военные рычаги. С большой вероятностью, как это уже было в 1992 году, Россия попытается спровоцировать войну между грузинами и абхазами, либо привнести и без того в напряженные двусторонние отношения военную риторику, обострить ситуацию.
Верховный Совет считает себя обязанным однозначно заявить, что российский сценарий августа 1992 года ни при каких обстоятельствах не повторится. Правительство Грузии по прежнему остается приверженным взятому в одностороннем порядке обязательству перед Европейским Парламентом от 23 ноября 2010 года о неприменении силовых методов в Абхазии и Цхинвальском регионе и восстановлении территориальной целостности страны только мирными средствами, что и было подтверждено в специальном заявлении Парламента Грузии от 7 марта 2013 года;
Глубоко уверены, что грузинская сторона, без каких либо предварительных условий, окажет помощь абхазской стороне в преодолении возможных социально -экономических трудностей, восстановлении торгово-экономических связей, развитии малого и среднего бизнеса по обе стороны реки Ингури, а также семейного и фермерского хозяйств;
Призываем абхазскую сторону содействовать налаживанию деловых отношений между нашими гражданами и принять меры по облегчению процедур, связанных с пересечением пропускного пункта Рухи-Чубурхинджи.
Председатель Верховного Совета Джемал Гамахария