Была ли война в Абхазии бессмысленной, почему произошло отчуждение абхазов и грузин, что значит для грузин 27 сентября; об этом председатель Верховного Совета Автономной Республики Абхазия Элгуджа (Гия) Гвазава беседует с газетой «Ахали Таоба».
- Гия Гвазава: 27 сентября трагический день, от которого нам не убежать. Удивительное совпадение: этот день является также и днем Воздвижения Креста Господня. Да, этот день является днем падения, но вместе с тем, он должен стать и днем возвышения. Я верю, что вопреки существующей боли, последует и радость.
- Вы верите, что боль сменится радостью?
- Обязательно последует радость, так как в жизни бывают спады, но и подъемы..
- По сей день не утихают споры о том, должны ли мы отмечать дату падения Сухуми... К тому же многие считают, что война была бессмысленной...
- Я не люблю эту фразу. Разве может быть бессмысленной защита родины, достоинства... Бессмысленным было то, что когда в Абхазии погибали наши ребята, многие ездили в Дубай. Страна тогда не воевала. Одна часть захлебывалась в крови, другая же развлекалась. Так не должно быть. То, что тогда происходило, это итог правления тогдашнего правительства. Грузинские воины не проигрывали эту войну. Войну проиграла политика, которую проводило тогдашнее руководство страны.
- И все же, должен ли отмечаться этот день?
- Мы всегда должны помнить день падения Сухуми. Должны помнить и чтить память людей, погибших в этой войне. Должны задуматся, почему это произошло.
- На ваш взгляд, почему это произошло? Почему произошло такое отчуждение между абхазами и грузинами?
- Произошедшее требует серьезного анализа. Это не легкий вопрос. Кто-то скажет просто - вмешалась Россия. Несомненно, в этом деле Россия сыграла роль первой скрипки, но эта история имеет еще более глубокие корни. Мы должны хорошо разбираться в историческом прошлом абхазского общества, региона в целом. К глубокому сожалению, политики и историки коммунистической эпохи, предоставили России возможность грубо и бессовестно сфальсифицировать историю данного региона. Очень важен и северокавказский фактор. Известно, что в 16-17 веках представители Северного Кавказа активно осваивали Абхазию. В свое время этот процесс поддерживала Турция, а после ее ухода и Россия. Сегодня люди, называющие себя абхазами, на самом деле не являются потомками истинных абхазов. Нынешний абхазский язык является одним из диалектов абазинского языка, а если точнее, диалектом племени ашхаруа. Я не призываю никого к бряцанию оружием, но мы должны знать настоящую правду. Мы должны знать, что между гудаутскими и очамчирскими абхазами существует определенное различие. У очамчирских абхазов колхидские корни, у гудаутских – адыгские. Россия объеденила понятия Абхазия и Апсуа. Стараниями России постепенно происходило отчуждение абхазов и грузин. При наличии нынешних технологий достичь такого отчуждения не трудно. На сегодняшний день абхазы находятся под жестким давлением Москвы. Эдуард Шеварднадзе дал повод для начала конфликта. Но кровопролитие началось намного раньше, 15-16 июля 1989 года. Никакая армия в Абхазию тогда не входила. В течении двух дней абхазские боевики заняли Сухуми и Очамчире, тогда и пролилась первая кровь мирных и безоружных людей, в основном грузин. Большая часть политиков и историков почему-то старается не вспоминать 1989 год, но все началось тогда.
- Мы часто обвиняем Россию в том, что она спровоцировала этот конфликт, но в том, что произошло в Абхазии ведь есть и наша вина...
- Конечно, есть и наша вина. Мы всегда соглашались на требования коммунистов. Не один народ просто так не уступил бы того, что уступили мы. Теперь же мы пожинаем плоды наших ошибок.
- В одной части общественности бытует мнение, что вернуть Абхазию возможно лишь вооруженным путем, другая заявляет, что надо искать иные, политические пути решения конфликта.
- Никто не даст нам права вернуть Абхазию вооруженным путем, так как международные реалии на сегодняшний день абсолютно другие. Когда мы говорим о военном решении проблемы, надо помнить, что оставшиеся там абхазы являются нашими родственниками. Хочу рассказать вам одну историю. 16-17 марта 1993 года Сухуми подвергся очередной мощной атаке. Тогда погибли мои однофамильцы. Парадокс, но один из них герой Грузии, второй - Герой Абхазии. Кроме того, Грузия это ключ Кавказа, и то, что происходило в этом регионе, отражалось и на нас. Нам всегда приходилось заботится о самосохранении. Если завтра исчезнет абхазский этнос, вскоре и грузинский этнос постигнет та же участь. Мы должны быть очень внимательными, хотя бы потому, что план расчленения Грузии существует и это не секрет. Мы знаем и то, что жива идея – Грузия без грузин.
- Говорят, что скоро Абхазия останется без абхазов. Определенные круги абхазского общества понимают это. Группа абхазских ветеранов обратилась с открытым письмом, в котором они задаются вопросом, почему воевали против грузин, если в конечном счете оказались под чьим то контролем. Разве абхазы не знали, что им готовила Россия после «освобождения» от Грузии?
- Естественно, они реально оценивают происходящее. Нельзя убежать от всех и остаться в одиночестве. У них не было нужды бежать от нас, но к сожалению они сделали свой выбор в пользу России, и этому в определенной степени и мы, грузины, способствовали. Теперь они жнут плоды своего выбора. Часть абхазского общества это прекрасно понимает. Сегодня они осознают, что должны выйти на Европу, так как спасение только в ней.
- А Европа готова принять абхазов?
- В Европе есть силы, готовые признать независимость Абхазии. Правда, речь идет не об конкретных странах, а об отдельных политиках. Нельзя ничего исключать, и мы должны быть готовы к любому сценарию. Отдельной благодарности заслуживают Соединенные Штаты Америки. Международному непризнанию Абхазии как раз таки способствует политика этой страны. Будем надеятся, что этого не произойдет.
- В вопросе урегулирования конфликта большое внимание уделяется народной дипломатии. Известно, что между грузинскими и абхазскими политиками контакта нет, но какие отношения существуют между простыми людьми?
- К сожалению отчуждение между грузинами и абхазами все еще существует. Россия очень серьезно работает в этом направлении. Но я думаю выход есть. Абхазы часто приезжают сюда из-за Ингури, им предоставляется медицинская помощь, возможность получить высшее образование. Абхазы видят, что грузины не людоеды. Такого рода контакты должны продлится и в будущем. Если этого не будет, отчуждение углубится. Мы знаем множество примеров как создавались искуственные барьеры, но в конечном счете всегда побеждала справедливость.
- Между грузинами и абхазами ведь и сегодня пытаются воздвигнуть непреодолимые барьеры?
- Все барьеры в конечном счете рушатся. Хочу сказать абхазам, что войны и кровопролития всегда оканчивались примирением. Если они хотят выжить, они должны быть с нами. Мы должны выжить вместе, а вместе с нами и другие малочисленные этносы. Смотрите, что происходит в Чечне. Россия устроила геноцид чеченского народа. Международное сообщество пока не торопится признать этот факт. В одном случае уничтожение 1000 человек это геноцид, в другом - убийство 250 тысяч человек – нет. Где же тут справедливость? Я уверен в будущем геноцид чеченцев обязательно будет признан.
- Давайте вернемся к Абхазии. В конце концов, начнется ли диалог между грузинами и абхазами? Александр Анкваб еще до выборов заявил, что он готов к этому...
- Александр Анкваб человек порядка и сторонник жестких мер. Он человек достойный, но о грузинах заботиться не будет. Его главной задачей будет установление порядка. Сегодня он нужен Кремлю. По настоящему его можно будет оценить тогда, когда он наведет порядок в Абхазии.
- Лично вы имеете какие либо контакты с абхазскими политиками?
- Абсолютно никаких, хотя я хорошо знаю Анкваба, Шамба, знал покойного Багапша. Мы с Шамба друзья детства. Однажды я написал, что я его потерянная совесть. Он прочел об этом и обиделся.
- Он с вами не связывался?
- Прямые контакты им запрещены, но на определенном уровне мы все же стараемся контактировать. Это дает мне надежду, что вскоре существующая ситуация изменится к лучшему.
«Ахали Таоба» (27.09.2011, №229).