10 марта в Абхазии назначены т. н. парламентские выборы. Что на самом деле значат эти выборы для Абхазии и насколько они могут повлиять на внешнеполитичиеские и социально-экономические проблемы – рассказывает заместитель председателя Верховного Совета А/Р Абхазия Анзор Цоцонава.
- В Абхазии и предыдущие «парламентские выборы» прошли с вопиющими нарушениями и на этот раз повторится тоже самое, хотя и избиратели и избранные прекрасно понимают, что эти выборы не оправдают надежд, так как с гражданско-правовой точки зрения Абхазия несостоявшаяся республика. Я считаю аномалией для такого маленького региона 35 депутатов, максимум их может быть 15-16. В предыдущих выборах число инициативных групп избирателей достигло до рекордных показателей - 174, на этот раз пока около 70, но как говорится, еще не вечер, и есть надежда, что прежний рекорд будет побит. Раньше выборы проводились там персонифицированно, т.е. избиратели объединялись вокруг того или иного авторитета. Сегодня их там нет, они покинули Абхазию, и вообще идет массовая миграция абхазов.
Почему, долгожданная «независимость» не пришла им в пору?
- «Независимость» еще больше усугубило их безвыходное тяжелое положение, так как после «признания» независимости сами должны были позаботиться о развитии своей «страны», для чего там никакой экономической базы нет. Интеллектуальная часть населения поняла, что в ближайщие десятилетия в Абхазии нет никаких перспектив не то что развития, даже существования и поэтому спасли свои души бегством в страны бывшего СССР. Осталось марионетская власть и избирательные голоса крестьян (говорю это абсолютно без оскорбления), которым не до политики и манипулировать которыми не представляет особых трудностей. Кроме того, после получения «независимости» новым абхазским пенсионерам не назначаются российские пенсии, приостановлено также выдача россиийских паспортов – ведь это уже другое «государство». Так что, привлекательные поблажки исчезли и остались абхазы у голой правды, которая очень похожа на разбитое корыто. Сегодня Абхазия представляет собой сепаратистский регион, лишенный государственных механизмов и напрямую зависимый от России, т.е фактически стратегический плацдарм России. Что касается экономических сфер, и тут плачевные итоги, так как все рычаги в руках армянской диаспоры, которая, имея в «парламенте» 8 мест, утвердилась в Абхазии не хуже коренного населения, а то и лучше. Разумеется абхазам это не по душе, но и сопротивляться не по силам, так как эти «парламентарии» бывшие «баграмянцы», сегодня же национальные герои Абхазии, которые считают, что абхазы перед ними в долгу за отважные бои и истребление грузин в 1993 году. Обладая отличным жизненным «нюхом» и превосходя по численности коренное население, чувствуют себя хозяевами в Абхазии.
А что же вызвало изменение демографического фона, армянское население так быстро увеличивается?
– Нет. Это те армяне, которые после карабахского конфликта бежали в Ставропольский и Краснодарский края. Ни один из них не вернулся на историческую родину - Армению, они предпочли чужую родину и после спровоцированной грузино-абхазской войны замахнуниль на уже готовое имущество. Армянская диаспора так окрепла, что в социально-экономических сферах неконкуретна, в силу свойственной им «ловкости» , вместе с русскими бизнесменами они вытесняют северокавказских бизнесменов, пришедших туда намного раньше армян.
То есть, Вы хотите сказать, что Абхазия вдвойне оккупирована – политически Россией и экономически армянской диаспорой?
- Именно так! Россия от абхазов уже получила, что хотела. Чтобы официально оформить присвоение Абхазии, признала их «независимость», все остальное – экономическая стагнация региона, немощная политика, бесправный абхазский этнос – считает пятисортным.
И все таки, несмотря на такое хаотичное и кризисное положения в республике, правящая власть и слышать не хочет о предложенной грузинами широкой автономии.
- В самом затрудненном положении сейчас как раз правящая власть и находится. По принуждению России несколько лет назад абхазский «народный парламент» принял законы, противоречащие национальным интересам республики, т.е. сегодня мины замедленного действия, заложенные русскими, являются головоломкой именно для А. Анкваба. Он должен выполнить «заминированное» задание русских, одновременно защищая национальные интересы своего народа, чтобы не вызвать гнев оппозиции. Абхазы в конце концов должны понять, что спасти себя смогут только живя с нами, в единном грузинском государстве, будь то федерация или даже конфедерация.
Но при таком статусе они в любое время могут отсоединиться?
- Да, могут, но зачем им это? Они не захотят этого. Сегодня в мире много прецедентов федеративной или конфедеративной модели, и никто из субъектов такой системы еще не захотел отсоединения. В такой системе у абхазов будут широкие права, к примеру, заместителем председателя парламента Грузии будет абхаз, возможно и спикер, группа парламентариев будет обладать правом вето. Разумеется, охранять границы будут совместно, армия и валюта страны будет единной. У них будет своя конституция, право на автономное решение экономических вопросов и т.д. Вот, например, в Италии и Испании тоже есть федеративные субъекты, но одновременно с этим, они свои государства считают унитарными.
И все таки, как пройдут выборы?
– Ничего необычного там не ожидается, депутатов по всей вероятности назначат и все пойдет по прежнему руслу. Время для перемен пока еще не настало. Все зависит от политической погоды в России. А в Россию не сегодня, так завтра гром грянет в виде демократических выборов, настанет новая эра не только для них, но и для многих стран, где русские навязали исскуственные конфликты своей имперской политикой. Как говороится, при несоблюдении пропорций режима кнута и пряника, всегда возникают бунты. Мы подождем.....