Высшие политические органы страны, правительство и Верховный Совет Автономной Республики Абхазия, одним из основных приоритетных направлений в своей деятельности определили восстановление территориальной целостности Грузии мирным, политическим путем, с помощью международного сообщества. В работу по данной проблематике подключены ученые, специалисты различных отраслей. Подготовлен целый ряд заключений, анализов, издано не мало монографий и книг по данной проблематике. На эту тему мы беседуем с заместителем председателя Верховного Совета А/Р Абхазия Анзором Цоцонава, который уже не первый год работает по исследованию этой проблемы.
Батоно Анзор, известно, что Вами совместно с профессорами Сухумского государственного университета Зурабом Папаскири и Вепхией Гварамия подготовлена к изданию книга, связанная с проблемой Абхазии. Прокомментируйте данное издание, которое как Вы говорите, выйдет на английском и русском языках.
- Нашему поколению досталось тяжелое наследие от советской империи, которая за 70 лет своего существования политически репрессировала десятки миллионов граждан разных национальностей, чтобы удержать человеконенавистную государственность. Узурпированная советская политическая система за время своего существования вопиющими нарушениями прав человека практически изолировала страну от цивилизованного мира. В результате в правовом, политическом аспекте, в сфере экономики, внедрения новейших технологий, в области гуманитарного мышления, без всякого преувеличения можно сказать, что мы отстали от человечества почти на вечность. Неподдающийся оценке урон был нанесен духовному и культурному развитию личности. Политизированное искусство, ограниченное политическое мышление, насаждение анти религиозности, политика отрыва масс от церкви – все это породило в народе политический и правовой нигилизм. Государство, в котором люди одно думали, другое говорили, и третье делали, никак не могло рассчитывать на дальнейшее существование, так как природа естественного развития человеческой цивилизации категорически воспрепятствовала бы этому.
Как оценена в книге ситуация в Грузии с периода начала объявления независимости?
- Сразу же после объявления независимости мы столкнулись со вседозволенностью, происходящей в нашем обществе. Так, во всевозможных общественно-политических организациях, как грибы после дождя, появились самозваные «профессора», «доктора наук», «академики», «генералы» и даже «маршалы» с неизвестных боев и сражений. При общей социальной-политической напряженности активизировались авантюристы и аферисты разных мастей. Сегодня, особенно новому поколению, трудно поверить, что в конце 90-х годов прошлого столетия у нас, в Грузии насчитывалось более 400 обществ, партий и прочих политических объединений. Поэтому не удивительно, что на местах - в выборные представительские органы, в исполнительную власть пришло (не без помощи враждебных спецслужб) немало лиц сомнительной репутации, даже ранее судимые за корыстные преступления, люди, имеющие сомнительные политические цели, от которых какой-либо пользы для общества в строящемся демократическом государстве ждать не приходилось. Мы реально оказались на распутье разрушенной огромной советской страны, правопреемницы царской России со всеми имперскими амбициями, и республики, ставшей на путь восстановления государственности, строительства демократического общества и независимого государства, которое никак не хотели и по сей день не хотят выпускать из своих щупальцев спецслужбы нынешней российской империи. Никакого этнического конфликта в Абхазии, в чем кремлевские политики и российская пропаганда пытается убедить мировое сообщество, не было. Это было продолжением войны России с Грузией, начавшейся еще в начале 19-го века и все еще продолжающейся.
Какова роль международных организаций по урегулированию отношений Грузии с Россией.
- В течение почти 2-х десятилетий существование абхазской и южноосетинской проблем, совместно с авторитетными международными организациями, с руководителями стран-друзей Грузии проведена большая работа по урегулирования проблемы территориальной целостности Грузии. Российские власти упрямо не хотеть покинуть захваченные территорий (Абхазия, Южная Осетия), ссылаясь на несуществующие в природе, выдуманные аргументы. Международные институты действия России оценивают как оккупацию частей территории соседнего государства и требуют немедленного вывода оккупационных сил. В разных регионах мира урегулирование аналогичных конфликтов находится в прямой зависимости от стратегических интересов больших государств и как правило зачастую оно не адекватно с суверенными интересами маленьких стран. Поэтому в решении нашей проблемы не только международные институты, но и мы должны проявлять особую ответственность в наших действиях, высказываниях на всех уровнях встреч, переговоров в интересах государственности. О причинах трагедии в Абхазии написано не мало ведущими юристами, историками, социологами, политиками, заключения которых легли в основу для обсуждения этой проблемы на разных уровнях международных организаций.
Ваши оценки деятельности отдельных общественно-политических организаций, действующих в стране.
- К сожалению отдельные общественно-политические деятели, не понимая до конца сути демократии, занимаются волюнтаризмом, говорят, пишут и делают все, что спонтанно взбредет им в голову, игнорируют все что достигнуто у нас за короткое время. Строить независимое государство - не простая задача. То, что достигнуто за два десятилетия в независимой Грузии (несмотря на многие нерешенные проблемы), ведущие европейские государства этот путь прошли за 100-150 лет. Сегодня многие из нас, находящиеся в изгнании, являются прямыми участниками и свидетелями абхазской трагедии и проанализировав весьма тяжелый период нашей жизни, что произошло на наших глазах в течение последних четверть века, заставляет серьезно задуматься над тем, что каждый из нас сделал при своих служебных и гражданских полномочиях. Напоминаю об этом потому, что в последние годы появились «политические мемуары» отдельных наших соотечественников, в которых авторы обливают грязью всех и вся, кроме самих себя. Мне трудно судить, что хотят авторы подобных «политических мемуаров», но абсолютно точно знаю, что за трагедию, которую мы пережили из-за амбициозных, карьеристских побуждений и угоднических к противникам позиций, обвинять друг-друга в печатных изданиях, махать кулаками после драки - только льет воду на мельницу наших врагов, более того, чисто по человечески это аморально. Нужно быть абсолютно безбожным, чтобы идти на такие провокационные действия против своей совести (если она есть) и в целом против нашего общества. Только здравый смысл, кропотливый анализ как произошедшего, так и перспектив на будущее и четкие действия всех механизмов власти, при неукословной поддержке народа, возможно решить эту сложнейшую проблему.
Батоно Анзор, Вы, практически со дня объявления независимости Грузии находитесь в политике, что Вы скажете о первых днях независимости?
- Еще 20 лет назад я, работавший на руководящих должностях в правоохранительных органах автономной республики, не мог себе представить, что придется пойти в политику. Несмотря на деполитизацию правоохранительных органов (1991-1992гг.), я невольно стал участником политических процессов в начале 90-х годов прошлого столетия. Имея обширную оперативную информацию о политических процессах в Абхазии, об организаторах митингов и других политических акций, убеждался в том, что действия многих из них диктовались не интересами народа, а по заказу находящихся в тени влиятельных партийных и государственных боссов, и особенно кремлевских. Возникал вопрос: кто стоит за этими партиями с громкими национальными названиями? Преступность, всеобщий хаос, отсутствие квалифицированной службы безопасности - не давали возможность своевременно принять меры по пресечению провокационных акций, организованных российскими спецслужбами, которые активно распространяли разного рода дезинформацию, сеяли панику среди населения, призывали к неповиновению существующей власти и т.д. В заключении, возвращаясь к готовящейся к изданию книги, скажу, что основной целью данного исследования является моя скромная попытка объединить воедино политико-правовые, исторические аспекты этой проблемы, исходящие из реалий прошлого и настоящего для постановки вопросов о приоритетных направлениях, нисколько не претендуя на концептуальную абсолютность сделанных выводов.