В ночь с 15-го на 16 марта 1993 года началась широкомасштабная военная операция по взятию г. Сухуми. Город штурмовали с моря, воздуха и суши. Защитники города проявили невиданную отвагу и мужество. Наступление на Сухуми сепаратистов, их пособников – Российских военных и северокавказских наемников обернулось полным разгромом. Победа далась во многом благодаря грузинской артиллерии. Это была открытая агрессия против Грузии, в которой российские вооруженные силы впервые потерпели фиаско. Вспоминают представители Верховного Совета Автономной Республики Абхазия:
Тамаз Хубуа, заместитель председателя Верховного Совета:
- Двадцать лет минуло с той поры. Разумеется, для каждого из нас эти воспоминания слишком тяжелы, даже спустя столько лет, но из этих трагических событий и таких единичных воспоминаний и трагических событии состоит новейшая история нашей страны. В связи с этой датой президиумом Верховного Совета был утвержден комплексный план мероприятий. Верховный Совет также предложил Парламенту Грузии объявить 2013 год годом памяти жертв этнической чистки. Это наша политическая, морально-нравственная ответственность перед нашими гражданами, страной и памяти погибших в этих боях. Примечательно, что федеральные власти, занимающиеся абхазской проблематикой, активно отозвались на наше предложение. Совместно с Министерством реинтеграции намечена встреча грузинской и абхазской молодежи на неитральной территорий; в Министерстве диаспор – совместный выезд в Гамбургский краеведческий музей, где будет отмечен день Абхазии; поездка в Чехию и встреча с грузинской диаспорой. Недавно на саите Верховного Совета А\Р Абхазия был опубликован список жертв этнической чистки, проведенной в Абхазии оккупантами и сепаратистами (www.scara.gov.ge; www.Abkhazia-parliament.gov.ge). Намечаются конференции, круглые столы по проблеме Абхазии.
16 марта общественность Абхазии почтит память воинов, погибших в героических сражениях 15-18 марта 1993 года у подходов Сухуми, встретимся с ветеранами войны, с членами семей погибших в этих боях, с грузинской военнослужащими, с представителями военного руководства и широкой общественности.
Не могу не отметить, что за принятые 20 лет меры по урегулированию абхазской проблематики совершенно не отвечали нашим требованиям. Я имею в виду международные политические организации, которые выражали свою поддержку всего лишь «возмущением». Пусть знают все, что пока не решится проблема Абхазии, Грузия не состоится как суверенная страна.
Элгуджа Гвазава, председатель Верховного Совета Автономной Руспублики Абхазия
- Если посмотреть на мартовские события через призму истории, можно смело сказать, что это была успешная победа над российским имперским злом. Грузинские воины, можно сказать, голыми руками, а именно и списанным в свое время советским орудием оказали отважное сопротивление и одержали победу над вооруженным до зубов врагом, кого олицетворяли конфедеративные наемники, армянские боевики, казаки, русская регулярная армия. Так что, русская армия фактически проиграла сражение с воинами-новичками, которым впервые пришлось взять в руки оружие. Здесь же скажу, что не стоит иллюзировать, что Россия позволила бы нам выиграть эту страшную войну, но все-таки можно было завершить ее и более достойно.
Батоно Элгуджа, после такого успешного мартовского сражения непонятно, почему вернулись грузины на прежние военные позиции, т.е. на реку Гумиста, чем это объяснить?
- Тем, что эта война была обречена на проигрыш и проиграли ее не воины, а наши политические «главари».Конечно же, я не имею в виду всех.
15-18 марта после упорного и героического сопротивления защитников Сухуми русские поняли, что грузинских силовиков следовало обезоружить. 27 июля в Сочи было подписано соглашение о разоружений, ровно через 2 месяца после чего и пал Сухуми... Почему согласилась на это грузинская сторона, в том числе политическая элита ?
- Политикой можно назвать действие, а не одно лишь размышление. Нас, местных компетентных политиков лишили власти и силы, чтобы не принимать разумное решение.... Разумеется, мы не соглашались с таким ходом событии. Более того, за три недели до падения Сухуми я вместе с делегацией из Сухуми зашел к Э.Шеварднадзе, чтобы убедить его, что необходимо предпринять более разумные шаги, иначе потеряем Абхазию. Увы, бесполезно было с ним обсуждать эту тему. Просили, чтобы он хотя бы отложил начало учебного года, чтобы предотвратить большой поток возвращающийся в город население. В ответ от первого лица, который в целом отвечал за безопасность своего народа и страны, услышали вот что: «Не паникуйте! Все обговорено и решено, русские сделают так, как мы договорились.» После выхода с канцелярии, я обратился с той же просьбой к своим соотечественникам по телевидению, но мое телевыступление так и не передали в эфир.... Все было под «чьм-то контролем». Это был настоящий хаос управляемый с верху, так как решение принимали и грузинские т.н. политики, рукоположенные Кремлем, т.е пятая коллона. Если бы не третья сила, никакого конфликта и не было бы в Абхазии. Делить там было нечего, так как абхазы, как малочисленный этнос, и так без этого имели все блага...
Батоно Элгуджа, сегодня абхазская сторона добивается международного отрицания геноцида, в том числе на Гагрском стадионе, тогда как мировое сообщество признало это. Одновременно с этим, абхазы не против установления отношений с новым правительством Грузии. Нужно ли для этого отрицать факт геноцида в Абхазии и как в таком случае должна поступать наша общественность?
- Мы всегда были и сейчас готовы к взаимному покаянию и примирению. Готовы ли они к тому же, или вновь отрицают содеянное ими жестокость, заявляя тем самым, что освободили Абхазию от грузинских «кровопийц»? Видеопленка, изображаюшая гагрскую трагедию, на самом деле существовала еще в Сухуми и ее в Верховном Совете тоже смотрели. Эта была 45-минутная кассета. Не знаю, кто снимал, но знаю, что чеченцы продали нам. Когда я собрался смотреть, свет погас, поэтому отложил до моего возвращения из Тбилиси (в то время уезжал в Тбилиси по делам). Тогда не было возможности копировать видеозапись. Как только приехал, спросил про кассету. Сказали, что в госбезопасность забрали. Обратился к тогдашнему председателю Юрию Кешелава, но он ответил, что кассету отправил в Тбилиси. Так и пропала она. Разумеется, российскому КГБ не устраивало наличие кассеты, изображающей ужасные кадры. Многие из моих друзей смотрели эту кассету, в том числе и абхазы. Допустим, что гагрских трагических событий не было или даже нет списка жертв этнической чистки (около 5000 человек). Чтобы признать геноцид, достаточно и того факта, как расстреляли Ж. Шартава и его соратников или, если хотите, священников – отца Андрия (Курашвили) и иподьякона, абхаза по национальности Юрия Ануа. По международным правилам, фактом геноцида является не то что расстрел, но и преследование по политическим, национальным, культурным, либо религиозным мотивам. Я думаю, единственный ресурс для примирения – это любовь и правда. В Сухуми во время войны проживало 2200 абхазов, многие из них были политическими лидерами, например, Ал.Гогуа – первый председатель «Аидгылара», Олег Шамба, и др., которые выделялись антигрузинскими настроениями. Их никто ни трогал. Наоборот, по их просьбе мы обеспечили им мирный выход из города. В боях 15-18 марта 1993 года погибло два моих однофамильца – абхаз Оскар и грузин Гия Гвазава. Это не единичный случай. Вот это и есть самый большой ресурс для примирения – поровну пролитая кровь с обеих сторон. Это и есть правда и Бог тоже там, где правда, а не там, где насилие.
Давид Гвадзабия, депутат Верховного Совета, во время войны гамгебели Гульрипшского района
Батоно Давид, изменилась бы судьба войны в Абхазии, если грузинская армия после 15-18 мартовского разгрома противника продвинулась бы вперед?
- Трудно сказать. Не забывайте, что в то время под прикрытием конфедератов, абхазской гвардии, баграмянского батальона, казаков и других наемников против нас фактически воевала Россия. 15-18 марта наши ребята героически отбивались от вооруженного до зубов российского батальона специального назначения. Я склоняю голову перед теми, кто погиб, защищая наш город, и еще раз соболезную семям погибших. Царствие им Небесное! На следующий день после атаки противника на защиту города к военным присоединилась большая часть населения нашего района. Самому младшему было 15 лет, а старшему 48. В то время я руководил Советом обороны Гульрипшского района, и хорошо помню, как все происходило. Добровольцы, неопытные в боях люди твердо стояли на защиту Отчизны. Я подчеркиваю, мы в этих боях не нападали, а защищались. Все до единого, и стар и млад, кто как мог, встали на защиту города. Из моего раиона 5 батальонов воевали в мартовские дни. Среди защитников превалировала численность гульрипшцев, в числе которых были хорошо обученные, технически образованные, элитарные офицеры. Никогда не забуду 16 марта, когда 6-ой батальон готовили на передовую. В БМП сел мой друг Вахтанг Лочошвили, начальник финансово-экономической службы гульрипшского батальона. В тот день он помогал в подготовке техники к бою. Я спросил: «Ты куда собрался?» К нему подсел его 16-летний племяник Коба Джанелидзе. Я взял юношу за руку и насильно вытащил из БМП – «не обязательно тебе туда итди»... В тот день Вахтанг погиб... И таких героев было много. Не щадя свою жизнь защищали родную землю.... Это грузинский дух, который никто не смог сломить.
Батоно Давид, понятно, что грузины защищали свою землю, но ведь и абхазы тоже самое говорят...
- Но, мы ведь защищались от нападения северокавказских боевиков, русских, казаков и других наемников? Ясное дело, что Абхазия родина абхазов тоже, но мы же войну не начинали? К несчастью, та сторона и кое-кто и с грузинской стороны упрекают нас в разжигании войны, но ведь это не так. Мы же прекрасно знаем, как все шло к войне. Как Ардзинба угрожал нам с трибуны – «Я заставлю вас первыми стрелять»... В чем нас обвиняют, в том что грузины ввели танки в Абхазию? Но это же не армия? Это было всего лишь несколько единиц техники из ведомства МВД, которого сам Ардзинба потребовал для установления порядка на железнодорожном магистрале. Хотя потом сам же использовал этот факт для развязывания войны. Согласно Конституции Грузии, страна имеет право дислоцировать и перемещать воинские части и даже вооруженные силы на своей территории, если видит какую-нибудь угрозу. А разве Абхазия не была грузинской территорией? Конечно, было бы лучше, если бы не случилось, то что случилось, но давайте вспомним, что готовили нам враги Грузии? Сколько раз угрожали: «Мы устроим вам вторую Фергану»...
Коли так, может не стоило поддаваться на провокацию, чтобы не втянуться в навязанную ими войну?
- В любом случае, «Фергана» была неизбежной! Бездействие было бы еще более фатальным! Хотя, можно было действовать более подготовленно с политической и военной точки зрения. А Вы помние такую выражение довоенного периода в Сухуми: «Когда грузины преспокойно жили, тогда абхазцы оружие покупали»? Мы, депутаты и не только, в Абхазии и в целом Грузии имели всю информацию о созданной Ардзинбой абхазской гвардии – сколько их, кто такие, где расположены, номера машин и т.д., но соответствующего реагирования не было....
Почему? Из-за нашей безалаберности?
- Нет! А против кого и почему мы должны были вооружаться? Батальоны создавать мы начали уже после войны, и то для самозащиты, т.е. для защиты населения. Мы всячески старались избегать конфликта. Протест выражали демаршем в виде ухода из зала заседания парламента. И сегодня у нас позиция мирная. Убитый горем войны беженец все еще думает, как заговорить с абхазом, хотя трудно поверить, что они что-то способны самостоятельно...
Батоно Давид, недавно представитель де факто Абхазии заявил, что в Грузии после смены власти есть вероятность для возобновления грузино-абхазских отношении. Как Вы думаете, есть ли реально реально ресурс примирения, ведь для этого были условия и после смены власти Шеварднадзе?
- Это сложнейшая тема. Есть или нет реальные ресурсы для возобновления отношений, все равно надо попытаться. Политическим, либо путем народной дипломатии (народная дипломатия должна быть задействована на государственном уровне, а не по инициативе отдельных личностей), путем переговоров на международной арене, не имеет значения, в каком формате. Надо попробовать все возможные ходы-выходы.
Зураб Мебония, начальник департамента Верховного Совета
Батоно Зураб, как оборонялись грузины при широкомасштабной атаке в марте 1993 года?
- По данным разведки штурм противника мы ожидали еще 1 марта, затем 4 марта, потом 12-го. Все эти дни были очень напряженные. По расчету противника, грузин, уставших от стольких дней ожидании в окопах, сравнительно легко можно было победить. Поэтому наступление началось в ночь 15 марта. Первоначально бомбили позиции, потом начали массированно бомбить город, затем подключилось их военно-воздушные силы, которых абхазы не имели, это были русские штурмовики СУ-25. После 3-х часовой бомбежки выбросили осветительные ракеты, чтобы после освещения позиции облегчить переброс сухопутных воиск. Два батальона должны были переправиться через Гумисту и подготовить плацдарм для 2000 боевиков, открыть дорогу к Сухуми. На массированную бомбежку мы не отвечали, выжидали время. Огонь открыли, когда противник начал пересекать границу. Мы бомбили в течение 5 часов, это большое время, поэтому и было много жертв с их стороны. Те 2000 боевиков, которые должны были перейти реку Гумиста, фактически остались на той стороне, либо погибли, либо были ранены. После такой обороны они отступили. 16-го опять шли ожесточенные бои. Наша артиллерия, можно сказать, в те дни творила чудеса. Вообще-то, чтобы с одной точки на другую передислоцировать артиллерийский дивизион, обустроить укрытие в блиндажах, обеспечить подвоз боеприпасов на огневые, а также связь, требуется примерно 12-14 дней, но мы управлялись за 15 минут, бомбили с разных позиций...
А как же это удавалось?
- Это было, можно сказать, наше совместное изобретение с полковником Гурамом Грубелашвили и инжинером Нодаром Логуа. На грузовой рельсовой платформе мы приварили артиллерийское орудие. Ровно три дня и три ночи мы работали над этим, не смыкая глаз, и наконец соорудили наш знаменитый «бронепоезд» из восьми пушек. Бронепоезд очень даже удался. Мы отстреливались в течение 20 минут – это несколько сотен снарядов в сторону противника. Как только бомбежку заканчивали, тут же меняли позицию, чтобы враг не обнаружил наши координаты. 17-го ночью со стороны противника вновь была попытка прорыва линии Гумисты, но наша артиллерия оберегала передовую линию от воздушного, морского и наземного обстрелов. 18-го противник окончательно отступил. Когда командующий Вооруженными Силами Грузии генерал Камкамидзе, узнав о минимальных потерях грузинской живой силы, был приятно удивлен: где только не бывал, сказал он, в Афганистане, африканских странах, но то, что Вы в эти дни выдержали, такого нигде не видал. А это значит, что теперь Вы можете сразиться с любой частью регулярной армии россиийских вооруженных сил. Сейчас главное подкрепляя силы приготовиться к наступлению.
Хотя вперед так и не продвинулись...
- Да, но причину этого я понял в Тбилиси, уже после войны. Шеварднадзе сам заявил об этом по телевидению: - «18-го мне позвонил Ельцин и сказал, в случае вторжения грузинской силы в Гудауту, я не отвечаю за то, что вам придется столкнуться с регулярной армией РФ. Именно поэтому я не отдал приказ о наступлении». Лично я считаю это ошибкой Шеварднадзе. Да, Россия пригрозила бы, а как иначе? Но мы итак уже воевали с российской армией... Генерала Камкамидзе после этого в Абхазии никто не видел, его отозвали в Тбилиси. Когда мы набрались опыта и готовы были к решительному ответу врагу, именно тогда нас обезоружили....
Получается, что мартовское сражение мы выйграли у России?
- Между прочим, на нашей стороне воевали и русские. Хорошие ребята были. Боря Горонов вместе с нами защищал Сухуми, погиб в сентябре. После войны мы его представили на звание героя, но орден передать его матери так и не удается. Это и есть трагедия абхазской войны, когда одна часть русских выживает нас из родной земли, вторая часть вместе с нами защищается от их атак, а третья - хлоднокровно наблюдает за всем этим... Каждый эпизод боев 15-16-17-18 марта был примером военной смекалки и героизма. Жаль, что много-чего из событий тех дней покрыто неизвестносью, но мы то помним, как наши молодые ребята отдавали за родину самую дорогую – жизнь! Помню как танкисты не вышли из танка, пока до конца не обстрелялись, так и сгорели в боевой машине... Это же подвиг! И сколько таких было на протяжении всей войны. А самое страшное в этой войне то, что для сохранения территориальной целосности Грузии не хватило так много жизни, принесенных в жертву молодыми героями.