Черное море, являющееся важнейшей военно-экономической артерией международного значения, за последние годы превратилось в арену острого противостояния между Западом и Россией. На новую реальность, сложившуюся в бассейне Черного моря еще в 2008 году (в результате российской оккупаций Абхазии), НАТО обратила внимание только в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым, превратив полуостров в мощную базу военно-морских, воздушно-космических и наземных сил. Первой реакцией Североатлантического Альянса на действия России явились участившиеся визиты в Черноморские порты американских военных кораблей. В январе 2016 года Румыния выступала с инициативой создания в Черном море объединенной флотилии, состоящей из военных кораблей Турции, Румынии и Болгарии при поддержке кораблей США, Германии и Италии. Украина и Грузия неоднократно выразили готовность присоединиться к инициативе Румынии.
Вопросы безопасности Черноморского бассейна стали предметом обсуждения Варшавского саммита НАТО от 8-9 июля 2016 года. В заявлении по итогам встречи на высшем уровне осуждается “провокационная военная деятельность” России в районе “Черного моря, а также в восточной части Средиземноморья''. В нем отмечается, что поддержка Россией существующего в Сирии режима, использование своего военного присутствия в Черном море для проецирования мощи в восточном Средиземноморье представляют “дополнительные факторы риска и вызовы безопасности стран НАТО и других” (п.10). Констатировав факт ухудшения положения с безопасностью в Черноморском регионе, саммит НАТО заявил о готовности и впредь ''поддерживать, в надлежащем порядке, региональные усилия прибрежных государств Черноморского бассейна, направленные на обеспечение безопасности и стабильности». Альянс также будет «укреплять диалог и сотрудничество с Грузией и Украиной в этой связи» (п. 23).
В документах Варшавского саммита НАТО, как видим, отсутствуют указания на конкретные меры, однако они четко дают понять России, что не будет допущено ее доминирование на Черном море. В этом решении едины и все причерноморские государства без исключения.
Такова общая картина, таковы намерения, а конкретные планы по укреплению безопасности Черноморского региона пока неизвестны. Не знаем и о том, каким же образом собираются страны НАТО преодолеть требования конвенции Монтрё, ограничивающие присутствие их военных кораблей в Черном море. Конвенция, регулирующая статус Черноморских проливов, была принята в Швейцарском городе Монтрё 20 июля 1936 года и вступила в действие 9 ноября того же года. Под документом стоят подписи Турции, СССР, Великобритании, Франции, Бельгии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.
Согласно конвенции, правом свободного прохода через проливы пользуются торговые суда всех государств (кроме находящихся в состоянии войны с Турцией) как в мирное, так и военное время (ст. 2-7-я). Несколько сложнее обстоят дела с военными кораблями. Конвенция устанавливает различные правила их прохода через проливы для Черноморских и нечерноморских государств. При соблюдении определенных процедур, правом свободного прохода в мирное время пользуются корабли Черноморских стран (ст. 11-17). Для военных кораблей нечерноморских стран установлены ограничения. Как гласит ст. 18, их общий тоннаж не должен превышать 45 тыс. тонн со сроком пребывания до 21 суток.
Указанные требования вынуждают США и другие нечерноморские страны при необходимости держать в Черном море военные корабли соответствующего класса, прибегая при этом к их ротации. В связи с этим назрел вопрос о внесении изменений в конвенцию Монтрё, чтобы устранить заложенные в ней ограничения. 80-летие со дня принятия конвенции может послужить хорошим поводом для постановки такого вопроса.
Для нас не подлежит сомнению необходимость внесения определенных изменений в те или иные статьи конвенции о Черноморских проливах. Элементарный здравый смысл подсказывает, что возможные изменения должны способствовать только понижению уровня милитаризации и исключению военного противостояния в Черноморском бассейне. Думается, этой цели послужит предлагаемое нами изменение. На наш взгляд, любое Черноморское государство, осуществляющее военную агрессию против другого Черноморского государства, оккупируя и аннексируя его территорию, должно лишиться права свободного прохода его торговых и военных кораблей через проливы. Та же норма должна действовать в отношении любого нечерноморского государства, находящегося в состоянии войны с тем или иным Черноморским государством. После уточнения и должной обработки формулировок, предлагаемые изменения, в случае их принятия, будут способствовать установлению прочного и справедливого мира в районе Черного моря.
Необходимо отметить, что и действующая редакция конвенции Монтрё содержит определенные ограничения, предусмотренные в условиях войны (ст. 19-21-я). Они довольно надежно охраняют интересы Турции (что вполне закономерно), но мало или вовсе не учитывают интересы других Черноморских государств. Этот пробел в конвенции необходимо восполнить. В противном случае, неизбежна дальнейшая эскалация противостояния в Черноморском бассейне, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Заместитель председателя Верховного Совета
Автономной Республики Абхазия Джемал Гамахария